ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС МИНИСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Телефон канцелярии +7(7172) 743-798, 743-796, 743-801

RSS

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения"

Прикрепленный файл:   Sravnitelxnaja tablica 71212 rus.doc

Проект

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О внесении изменений и дополнений

в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения

Статья 1.Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 16-17, ст. 642; № 23, ст. 929; 2000 г., № 3-4, ст. 66; № 10, ст. 244; № 22, ст. 408; 2001 г., № 23, ст. 309; № 24, ст. 338; 2002 г., № 10, ст. 102; 2003 г., № 1-2, ст. 7; № 4, ст. 25; № 11, ст. 56; № 14, ст. 103; № 15, ст. 138, 139; 2004 г., № 3-4, ст. 16; № 5, ст. 25; № 6, ст. 42; № 16, ст. 91; № 23, ст. 142; 2005 г., № 21-22, ст. 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 4, ст. 24, 25; № 8, ст. 45; № 11, ст. 55; № 13, ст. 85; 2007 г., № 3, ст. 21; № 4, ст. 28; № 5-6, ст. 37; № 8, ст. 52; № 9, ст. 67; № 12, ст. 88; 2009 г., № 2-3, ст. 16; № 9-10, ст. 48; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 24, ст. 134; 2010 г., № 3-4, ст. 12; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; 2011 г., № 3, ст. 32; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50, 53; № 16, ст. 129; № 24, ст. 196; 2012 г., № 2, ст. 13, 14, 15; № 8, ст. 64, № 10, ст. 77; № 12, ст.85; № 13, ст.91; № 14, ст.92):

1) в статье 541:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Законодательными актами могут быть установлены особенности сдачи в имущественный наем жилых помещений, земельных участков, участков недр и других обособленных природных объектов, а также в иных случаях.»;

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Особенности сдачи в имущественный наем государственного имущества на основании договора концессии устанавливаются законодательным актом Республики Казахстан о концессиях.»;

2) статью 883 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Особенности доверительного управления государственным имуществом на основании договора концессии устанавливаются законодательным актом Республики Казахстан о концессиях.».

2. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 17, ст. 141; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22; № 15, ст. 95; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 18; № 19, ст. 147; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 23, ст. 114; № 24, ст. 129; 2009 г., № 2-3, ст. 15; № 15-16, ст. 76; № 18, ст. 84; 2010 г., №. 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст. 2, 7; № 5, ст. 43; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 16, ст. 129; 2012 г., № 3, ст. 27; № 14, ст.92; № 15, ст.97):

пункт 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:

«1. Водохозяйственные сооружения, имеющие особое стратегическое значение, находятся в государственной собственности и не подлежат отчуждению.».

3. В Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 21, ст. 93; 2009 г., № 23, ст. 112; № 24, ст. 129; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 29, 32; № 15, ст. 71; № 24, ст. 146, 149, 150; 2011 г., № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 7, ст. 54; № 11, ст. 102; № 13, ст. 115; № 15, ст. 125; № 16, ст. 129; № 20, ст. 151; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст. 16; № 3, ст. 21; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 36, 41; № 8, ст.64; № 13, ст.91; № 14, ст. 94):

1) в пункте 1 статьи 3:

подпункты 6) и 34) изложить в следующей редакции:

«6) гарантия банка – обязательство банка перед центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по погашению задолженности по гарантированному государством займу в случае неуплаты заемщиком суммы по договору займа в порядке и сроки, которые установлены соглашением о предоставлении государственной гарантии;»;

«34) государственные концессионные обязательства - совокупность прав и обязанностей концедента по сумме на определенную дату принятых и не исполненных концедентом финансовых обязательств по заключенным договорам концессии;»;

дополнить подпунктом 34-1) следующего содержания:

«34-1) частные концессионные обязательства - совокупность прав и обязанностей концессионера по сумме на определенную дату принятых и не исполненных концессионером финансовых обязательств по заключенному договору концессии;»;

2) статью 39 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«выплаты по государственным концессионным обязательствам;»;

3) абзац седьмой подпункта 12) пункта 1 статьи 53 изложить в следующей редакции:

«выполнение государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан.»;

4) в статье 54:

абзац пятый подпункта 12) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«выполнение государственных концессионных обязательств местных исполнительных органов.»;

подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2) бюджетные инвестиционные проекты, концессионные проекты на условии софинансирования из бюджета и выполнение государственных концессионных обязательств по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи;»;

5) в статье 55:

абзац четвертый подпункта 12) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«выполнение государственных концессионных обязательств местных исполнительных органов.»;

подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2) бюджетные инвестиционные проекты, концессионные проекты на условии софинансирования из бюджета и выполнение государственных концессионных обязательств по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи;»;

6) подпункт 2) пункта 2 статьи 56 изложить в следующей редакции:

«2) бюджетные инвестиционные проекты, концессионные проекты на условии софинансирования из бюджета и выполнение государственных концессионных обязательств по направлениям, указанным в пункте 1 настоящей статьи;»;

7) абзац одиннадцатый пункта 3 статьи 71 изложить в следующей редакции:

«лимит государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан;»;

8) статью 110 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Бюджетные программы по концессионным проектам не подлежат секвестру в процессе исполнения бюджета.»;

9) пункты 2, 3 статьи 155-2 изложить в следующей редакции:

«2. По концессионным проектам, одобренным бюджетными комиссиями, содержащимся в концессионных предложениях, по которым концедентом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях приняты решения о проведении конкурсов по выбору концессионера в два этапа, разработка и экспертиза технико-экономических обоснований осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о концессиях для конкурса по выбору концессионера в два этапа.

3. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию с учетом результатов экономической экспертизы технико-экономического обоснования концессионных проектов, разработанных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, или экспертизы концессионных предложений, в случае принятия концедентами в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи решений о проведении конкурсов по выбору концессионеров в два этапа, и в соответствии со стратегическими и программными документами ежегодно сроком на три года на скользящей основе формирует перечень объектов, предлагаемых в концессию.»;

10) раздел 9 «Концессионные обязательства» изложить в следующей редакции:

«Раздел 9. Концессионные обязательства

Глава 32. Концессионные обязательства

Статья 160. Общие положения о концессионных обязательствах

1. Принятие государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о концессиях.

2. Государственные концессионные обязательства подразделяются на:

1) государственные концессионные обязательства Правительства Республики Казахстан;

2) государственные концессионные обязательства местных исполнительных органов.

3. Выполнение государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

4. Выполнение государственных концессионных обязательств местных исполнительных органов осуществляется за счет средств местных бюджетов.

5. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы не отвечают по государственным концессионным обязательствам друг друга.

6. Государственные концессионные обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов считаются исполненными при полной оплате государственных концессионных обязательств по заключенным договорам концессии.

Уменьшение объема государственных концессионных обязательств производится концедентом в случае ненадлежащего исполнения концессионером договора концессии на основании критериев оценки выполнения концессионером принятых обязательств, содержащихся в договоре концессии.

7. Порядок предоставления компенсации инвестиционных затрат по концессионным проектам определяется Правительством Республики Казахстан.

8. Частные концессионные обязательства принимаются концессионером на условиях, указанных в договоре концессии.

Статья 161. Учет и мониторинг государственных концессионных обязательств

1. Государственные концессионные обязательства подлежат регистрации и учету в уполномоченном органе по исполнению бюджета в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет мониторинг государственных концессионных обязательств Правительства Республики Казахстан.

3. Местные уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют мониторинг государственных концессионных обязательств местных исполнительных органов.

4. Мониторинг государственных концессионных обязательств осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Статья 162. Принятие и выполнение государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан

1. Принятие государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется на основе:

1) формирования перечня объектов, предлагаемых в концессию, на плановый период;

2) установления финансовых границ и приоритетов принятия государственных концессионных обязательств;

3) заключенного договора концессии.

2. Принятие государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному концессионному проекту.

3. Принятие государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан ограничивается лимитом, установленным законом о республиканском бюджете.

4. Выполнение государственных концессионных обязательств Правительством Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет бюджетных средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете.

Глава 33. Концессионные обязательства местных исполнительных органов

Статья 163. Принятие государственных концессионных обязательств местными исполнительными органами

1. Принятие государственныхконцессионных обязательств местными исполнительными органами осуществляется на основе:

1) формирования перечня объектов, предлагаемых в концессию, на плановый период;

2) установления финансовых границ и приоритетов принятия государственных концессионных обязательств;

3) заключенного договора концессии.

2. Принятие государственныхконцессионных обязательств местными исполнительными органами осуществляется местным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения маслихата области, города республиканского значения, столицы по каждому отдельному концессионному проекту.

Статья 164. Ограничение принятия государственных концессионных обязательств местными исполнительными органами

1. Принятие государственных концессионных обязательств местным исполнительным органом ограничивается установленным лимитом государственных концессионных обязательств соответствующего местного исполнительного органа.

2. Лимит государственных концессионных обязательств местного исполнительного органа устанавливается Правительством Республики Казахстан.

Статья 165. Выполнение государственных концессионных обязательств местными исполнительными органами

Выполнение государственных концессионных обязательств местными исполнительными органами осуществляется местными уполномоченными органами по исполнению бюджета за счет средств местных бюджетов.»;

11) пункт 4 статьи 228 изложить в следующей редакции:

«4. Предоставление поручительства государства осуществляется при наличии договора страхования, удовлетворяющего требованиям обеспечения возвратности средств республиканского бюджета, отвлеченных на исполнение обязательств по поручительству государства, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Казахстан.»;

12) в статье 229:

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) иметь договор страхования, удовлетворяющий требованиям обеспечения возвратности займа, привлекаемого под поручительство государства, устанавливаемым центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, за исключением случаев, установленных Правительством Республики Казахстан;»;

дополнить подпунктом 9) следующего содержания:

«9) осуществлять реализацию проектов, включенных в перечень концессионных проектов, предлагаемых к финансированию за счет негосударственных займов, привлекаемых под поручительство государства на соответствующий период, утверждаемый решением Правительства Республики Казахстан.».

4. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; № 22, ст. 130, 132; № 24, ст. 145, 146,149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 116; № 14, ст. 117; № 15, ст. 120; № 16, ст. 128; № 20, ст. 151; № 21, ст. 161; № 24, ст. 196; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст. 11,15; № 3, ст. 21,22, 25,27; № 4, ст. 32; № 5, ст. 35; № 6, ст.43, 44; № 8, ст. 64; № 10, ст. 77; № 11, ст. 80; № 13, ст. 91; № 14, ст. 94; № 15, ст. 97):

в статье 116:

подпункты 1), 2) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1) основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода, за исключением активов, указанных в подпунктах 2),3) настоящего пункта;

2) активы сроком службы более одного года, переданные концедентом во владение и пользование концессионеру (правопреемнику или юридическому лицу, специально созданному исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии;»;

подпункт 5) пункта 2 изложить в следующей редакции:

«5) сооружения общего пользования: автомобильные дороги, за исключением автомобильных дорог, являющихся объектами концессии, созданными и (или) полученными концессионером в рамках договора концессии, тротуары, бульвары, скверы;».

5. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 1998 года «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 16, ст. 214; 1999 г., № 19, ст. 646; 2000 г., № 3-4, ст. 66; 2001 г., № 23, ст. 309; 2002 г., № 23-24, ст. 193; 2004 г., № 14, ст. 82; № 23, ст. 138, 142; 2006 г., № 2, ст. 17; № 3, ст. 22; № 4, ст. 24; № 8, ст. 45; № 13, ст. 87; 2007 г., № 3, ст. 20; № 19, ст. 148; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 24, ст. 129; 2009 г., № 11-12, ст. 54; № 13-14, ст. 62; № 18, ст. 84; 2010 г., № 5, ст. 20, 23; 2011 г., № 1, ст. 2; № 11, ст. 102; № 12, ст. 111; № 13, ст. 112; № 16, ст. 129,. 2012 г., № 2, ст. 9,15; № 3, ст.21; № 4, ст.30; № 11, ст. 80; № 12, ст.85; № 15, ст. 97):

1) пункт 1 статьи 13 дополнить подпунктом 4-4) следующего содержания:

«4-4) согласовывает концессионное предложение, технико-экономическое обоснование концессионного проекта, конкурсную документацию и проект договора концессии, в том числе при внесении в них изменений и дополнений, в части порядка формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы), относящиеся к услугам (товарам, работам) субъектов естественных монополий.»;

2) пункт 2-1 статьи 15-1 изложить в следующей редакции:

«2-1. Порядок формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, осуществляющих свою деятельность по договорам концессии, определяемый Правительством Республики Казахстан, предусматривается в договоре концессии.».

6. В Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2006 г., № 14, ст. 88; 2008 г., № 15-16, ст. 64; № 21, ст. 97; 2009 г., № 24, ст. 133; 2010 г., № 7, ст. 29; 2011 г., № 1, ст. 2; № 20, ст. 151; 2012 г., № 2, ст. 11,15):

1) в статье 1:

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

«1-1) социальная инфраструктура и объекты жизнеобеспечения – объекты, комплексы объектов, используемые для удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых возложено на государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»;

подпункты 3), 4) изложить в следующей редакции:

«3) концессионер – заключившее договор концессии юридическое лицо, временное объединение юридических лиц (консорциум) (за исключением субъектов квазигосударственного сектора и государственных учреждений), физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, объединение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, объединение юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность(простое товарищество);

4) концессия – деятельность, направленная на создание или реконструкцию и эксплуатацию объектов концессии, осуществляемая за счет средств концессионера или на условиях софинансирования концедентом;»;

подпункт 6) изложить в следующей редакции:

«6) объект концессии – объект или несколько объектов социальной инфраструктуры и жизнеобеспечения, подлежащие созданию или реконструкции и эксплуатации по договору концессии, включенные в перечень;»;

подпункт 8-4) изложить в следующей редакции:

«8-4) концессионное предложение – концепция концессионного проекта, отражающая его цель, пути ее достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемая государственным органом;»;

дополнить подпунктами 8-6), 8-7), 8-8), 8-9), 8-10) следующего содержания:

«8-6) государственно-частное партнерство – форма сотрудничества между государством и субъектами частного предпринимательства, направленная на финансирование, создание, реконструкцию, модернизацию и/или эксплуатацию объектов социальной инфраструктурыи жизнеобеспечения, а также предоставление услуг;

8-7) техническое предложение – техническая и/или технологическая предпроектная документация, представленная участником первого этапа конкурса по концессии и содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие стоимость создания объекта концессии;

8-8) создание объекта концессии – создание ранее не существовавшего на территории Республики Казахстан объекта концессии, в том числе на основе новых технологий, механизации и автоматизации производства, установка нового производственного оборудования на объекте концессии, производство иных видов работ, обеспечивающих создание и функционирование объекта концессии;

8-9) реконструкция объекта концессии – изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом путем проведения мероприятий по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены технически устаревшего и/или физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, а также изменению технологического или функционального назначения объекта концессии или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессии;

8-10) эксплуатация объекта концессии - использование объекта концессии концессионером в соответствии с назначением объекта концессии, в том числе в целях производства товаров и/или выполнения работ и/или оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных договором концессии.»;

2) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Право собственности на объекты концессии

1. Находящееся в государственной собственности недвижимое и движимое имущество, исключительные права предоставляются во владение и пользование концессионеру для осуществления им деятельности, предусмотренной договором концессии, в целях создания, реконструкции, эксплуатации объекта концессии, право пользования и владения на который может быть передано концессионеру.

2. Улучшения, произведенные на объектах, переданных в концессию, а также объекты незавершенного строительства и имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, возникшие при исполнении условий договора концессии, передаются в государственную собственность, если иное не предусмотрено договором концессии.

3. Объекты концессии, возникшие в результате исполнения условия договора концессии, передаются после их создания в государственную собственность, если иное не предусмотрено договором концессии.

4. Продукция и иные доходы, полученные концессионером в результате использования объектов концессии, являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором концессии.

5. Объекты концессии в течение срока действия договора концессии и урегулирования по нему всех взаимных обязательств не могут выступать предметом залога.

6. Объекты концессии не подлежат отчуждению на период срока действия договора концессии и урегулирования по нему всех взаимных обязательств.

7. Концессионер несет риск случайной гибели или случайного повреждения государственного имущества, переданного ему во владение и пользование по договору концессии, а также имущества, возникающего по результатам исполнения договора концессии, если иное не установлено договором концессии.

8. При софинансировании концедентом концессионного проекта и/или выплате концедентом концессионеру компенсации инвестиционных затрат в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 7 настоящего Закона объект концессии передается в государственную собственность.»;

3) статью 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Источники возмещения затрат и получения доходов концессионера

1. Источниками возмещения затрат и получения доходов концессионера являются:

1) реализация произведенных товаров (работ, услуг) в процессе эксплуатации объекта концессии;

2) субсидии от государства в случаях, установленных законами Республики Казахстан;

3) компенсация инвестиционных затрат концессионера в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

4) компенсация эксплуатационных затрат концессионера в пределах предоставляемых объемов услуг, оказываемых за счет бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности;

5) вознаграждение за осуществление управления объектом концессии, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом концессии, находящимся в собственности концессионера, в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

6) плата за доступность объекта концессии.

2. Плата за доступность объекта концессии включает выплаты за счет бюджетных средств, предусмотренные подпунктами 3), 4), 5) пункта 1 настоящей статьи, осуществляемые в виде единых платежей определенными долями от общей суммы выплат в течение всего срока реализации концессионного проекта, с учетом обеспечения концессионером технических и эксплуатационных характеристик объекта концессии.

3. Источники возмещения затрат и получения доходов концессионера определяются на основании результатов конкурса по выбору концессионера.»;

4) дополнить главой 1-1 «Государственно-частное партнерство» следующего содержания:

«Глава 1-1. Государственно-частное партнерство

Статья 7-1 Виды государственно-частного партнерства

1. Государственно-частное партнерство подразделяется на институциональное и контрактное.

2. Институциональное государственно-частное партнерство реализуется в рамках деятельности негосударственных юридических лиц с участием государства и субъектов частного предпринимательства в порядке, установленном настоящим Законом или иными законами Республики Казахстан.

3. Контрактное государственно-частное партнерство реализуется в рамках договоров концессии, имущественного найма и доверительного управления государственным имуществом в порядке, установленном настоящим Законом или иными законами Республики Казахстан.

Статья 7-2. Принципы государственно-частного партнерства

Принципами государственно-частного партнерства являются:

1) среднесрочные или долгосрочные взаимоотношения на договорной основе;

2) определение частного партнера на конкурсной основе;

3) взаимовыгодное распределение рисков, выгод, гарантий, прав и обязанностей между участниками государственно-частного партнерства;

4) наличие критериев достижения результативности государственно-частного партнерства»;

5) в статье 8:

подпункты 4, 4-1) изложить в следующей редакции:

«4) утверждает правила представления, рассмотрения и отбора концессионных предложений;

4-1) утверждает порядок компенсации эксплуатационных затрат концессионера в пределах предоставляемых объемов услуг, оказываемых за счет бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности;

дополнить подпунктами 7-1), 7-2), 7-3), 7-4) следующего содержания:

7-1) утверждает порядок проведения мониторинга концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета и оценки реализации концессионных проектов;

7-2) утверждает порядок предоставления поручительства государства по инфраструктурным облигациям;

7-3) утверждает порядок выплаты вознаграждения за осуществление управления и эксплуатации объекта концессии, платы за доступность;

7-4) утверждает порядок предоставления компенсации инвестиционных затрат по концессионным проектам;»;

6) в статье 9:

подпункт 2) изложить в следующей редакции:

«2) формирует перечень с учетом результатов экспертиз технико-экономических обоснований или экспертиз концессионных предложений и вносит его в Правительство Республики Казахстан;»;

дополнить подпунктами 7-1), 7-2) следующего содержания:

«7-1) осуществляет межотраслевую координацию и методологическое руководство в области организации концессионных проектов;

7-2) направляет результаты оценки реализации концессионных проектов в государственный орган по осуществлению права распоряжения республиканской собственностью для внесения данных в реестр договоров концессии;»;

7) подпункт 3) статьи 11 изложить в следующей редакции:

«3) осуществляет мониторинг за исполнением договоров концессии по объектам концессии, находящимся в республиканской собственности, в пределах своей компетенции и направляет результаты мониторинга в уполномоченный орган по государственному планированию;»;

8) подпункт 4) статьи 12 изложить в следующей редакции:

«4) осуществляет контроль за исполнением договоров концессии по объектам концессии, относящимся к республиканской собственности и предусмотренным в пункте 2 статьи 16 настоящего Закона, и направляет результаты контроля в уполномоченный орган по государственному планированию;»;

9) подпункт 7) статьи 13 изложить в следующей редакции:

«7) осуществляют контроль и мониторинг за исполнением договоров концессии по объектам концессии, относящимся к коммунальной собственности и предусмотренным в перечне, и направляют результаты мониторинга и контроля в уполномоченный орган по государственному планированию;»;

10) в статье 14:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. В целях поддержки деятельности концессионеров предоставляются один или несколько из следующих видов государственной поддержки:»;

пункты 2, 2-1, 3 изложить в следующей редакции:

«2. При создании объекта концессии, не подлежащего передаче в государственную собственность, меры государственной поддержки, предусмотренные подпунктами 1), 2), 5) пункта 1 настоящей статьи, концессионеру не предоставляются.

2-1. На отношения, связанные с применением меры государственной поддержки, предусмотренной подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, не распространяются нормы законодательства о государственных закупках.

3. Суммарная стоимость концессионных обязательств концедента, предусмотренных в подпункте 3) пункта 1 статьи 7 и подпунктах 1), 2), 3), 4) 5) пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, не должна превышать стоимости создания и/или реконструкции объекта концессии за счет средств концессионера в рамках договора концессии. В расчет суммарной стоимости концессионных обязательств концедента не включается стоимость земельных участков, предоставляемых концессионеру для строительства объекта концессии, либо земельных участков, расположенных под реконструируемым объектом концессии в рамках договора концессии.»;

11) в статье 15-2:

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. По концессионным проектам, одобренным бюджетными комиссиями, содержащимся в концессионных предложениях, по которым концедентами принято решение о проведении конкурсов в два этапа, разработка и экспертиза технико-экономических обоснований осуществляются в порядке, установленном статьей 20-1 настоящего Закона.»;

дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10. Заключение экономической экспертизы технико-экономического обоснования, по которому в течение трех лет после его утверждения не начата реализация концессионного проекта, считается утратившим силу.»;

12) пункты 2, 3 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«2. Перечень состоит из двух разделов:
1) существующие объекты государственной собственности, улучшение и эксплуатация которых будут осуществлены на основе договора концессии;
2) объекты, создание и эксплуатация которых будут осуществлены на основе договоров концессии.

3. Перечень формируется уполномоченным органом по государственному планированию с учетом результатов экономической экспертизы технико-экономического обоснования, разработанного в соответствии с пунктом 1 статьи 15-2 настоящего Закона, или экспертизы концессионного предложения, в случае принятия концедентом в соответствии с пунктом 2-1 статьи 15-2 настоящего Закона решения о проведении конкурса в два этапа, и в соответствии со стратегическими планами развития республики, инвестиционными возможностями республиканского бюджета ежегодно сроком на три года на скользящей основе.»;

13) в пункте 1 статьи 17:

подпункты 2), 3-1) изложить в следующей редакции:

«2) технико-экономическое обоснование, за исключением случаев, указанных в пункте 2-1 статьи 15-2 настоящего Закона, описание и общие технические и качественные характеристики объекта, предлагаемого к передаче в концессию, включая технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а при необходимости - с указанием нормативно-технической документации;»;

«3-1) возможные виды и объемы государственной поддержки для данного концессионного проекта;»;

дополнить подпунктом 15) следующего содержания:

«15) требования к документам, описывающим технические решения по реализации концессионного проекта в случаях, указанных в пункте 2-1 статьи 15-2 настоящего Закона.»;

14) в статье 18:

подпункт 4) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«4) иметь собственный капитал, составляющий не менее десяти процентов по отношению к стоимости предлагаемого к реализации объекта концессии, или предоставить банковскую гарантию на сумму, составляющую не менее десяти процентов по отношению к стоимости предлагаемого к реализации объекта концессии;»;

дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

«3-1. Особые условия участия в конкурсе по выбору концессионера временных объединений юридических лиц (консорциума), объединений физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (простое товарищество), определяются правилами проведения конкурса по выбору концессионера.»;

15) пункт 3 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«3. Организатор конкурса в обязательном порядке публикует информацию о проведении конкурса в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на казахском и русском языках не менее чем за шестьдесят календарных дней до дня проведения конкурса, а при проведении повторного конкурса – не менее чем за тридцать календарных дней. Информация о проведении конкурса должна включать в себя сведения об объектах концессии, перечне необходимых документов для представления организатору конкурса, требования к потенциальным участникам в зависимости от характера объекта, по которому объявлен конкурс; о месте, времени и дате проведения конкурса.»;

16) пункт 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«2. Комиссией рассматриваются все конкурсные заявки, представленные участниками конкурса, с учетом соответствия требованиям конкурсной документации, заключений по концессионной заявке и оценке соответствия потенциальных концессионеров квалификационным требованиям.

В случае, если конкурс проводится в третий раз и к участию в конкурсе представлена только одна конкурсная заявка, комиссией рассматривается данная конкурсная заявка, с точки зрения возможности ее реализации.»;

17) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:

«Статья 20-1. Особенности проведения конкурса с использованием двухэтапных процедур

1. Конкурс по выбору концессионера с использованием двухэтапных процедур проводиться в случаях, когда:

1) для реализации концессионного проекта необходимо провести сбор и изучение различных инновационных, творческих, архитектурно-планировочных, организационно-технологических решений, изобретений и провести с потенциальными концессионерами переговоры по возникшим вопросам;

2) необходимо проведение экспериментов, изысканий или разработок.

2. Конкурсы с использованием двухэтапных процедур представляют собой совокупность следующих последовательных этапов:

1) на первом этапе осуществляются следующие мероприятия:

формирование организатором конкурса технического задания на основании экспертизы концессионного предложения, разработка и утверждение организатором конкурса конкурсной документации;

опубликование объявления в периодических печатных изданиях о проведении конкурса с использованием двухэтапных процедур;

представление организатором конкурса технического задания и конкурсной документации лицам, заинтересованным в участии на первом этапе конкурса с использованием двухэтапных процедур;

проведение квалификационного отбора потенциальных концессионеров;

обсуждение с потенциальными концессионерами вопросов, касающихся технических, качественных и (или) иных характеристик технического задания;

представление участниками конкурса, прошедшими квалификационный отбор, конкурсных заявок с техническими предложениями, разработанными в соответствии с техническим заданием;

экспертиза технических предложений участников конкурса уполномоченным государственным органом соответствующей отрасли и юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной строительной экспертизы, в целях определения их соответствия либо несоответствия градостроительным и техническим регламентам, условиям и требованиям государственных нормативов, направленных на обеспечение государственных, общественных и частных интересов, благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека, устойчивого функционирования проектируемых объектов, а также стоимости технического предложения;

выбор не менее двух участников конкурса, технические предложения которых соответствуют техническому заданию организатора конкурса;

направление организатором конкурса приглашения участникам конкурса, технические предложения которых признаны на первом этапе соответствующими техническому заданию, принятие участия во втором этапе конкурса с использованием двухэтапных процедур.

2) на втором этапе конкурса осуществляются следующие мероприятия:

представление участниками конкурса, технические предложения которых признаны на первом этапе соответствующими техническому заданию, конкурсных заявок с технико-экономическими обоснованиями концессионного проекта;

организатор конкурса направляет в уполномоченный орган по государственному планированию технико-экономические обоснования концессионного проекта участников конкурса для проведения их экспертизы;

рассмотрение комиссией всех конкурсных заявок, представленных участниками конкурса, с учетом заключений экспертиз по концессионной заявке;

осуществление мероприятий, предусмотренных пунктами 3, 4, 5, 6, 7,8, 9 статьи 20 настоящего Закона.»;

18) статью 21 изложить в следующей редакции:

«Статья 21. Содержание договора концессии

1. Договор концессии должен содержать:

1) сведения об объекте концессии, его описание, в том числе сведения о составе имущества, техническом состоянии, сроке службы, начальной, остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта концессии;

2) условия о правах концессионера на объект концессии и (или) правах на осуществление определенного вида деятельности;

3) условия и объемы проведения необходимых улучшений объекта в целях предоставления концессионером необходимого количества и качества услуг;

4) источники возмещения затрат и получения доходов концессионера;

5) порядок формирования и утверждения тарифов (цен, ставок сборов) на товары (работы, услуги);

6) условие о размерах инвестиций, в том числе инвестиций в основные фонды, сроки, источники и условия финансирования концессионного проекта согласно разработанному бизнес-плану (рабочей программе);

7) виды деятельности (работы, услуги, предоставляемые по условиям договора);
8) стандарты качества предоставляемых концессионером по договору концессии товаров (работ, услуг);

9) срок действия договора;

10) права и обязанности сторон;

11) требования по охране окружающей среды и безопасности ведения работ;

12) порядок и условия передачи сторонами объекта концессии, включая лиц, уполномоченных принимать объект, требования к его качеству, а также земельных участков, переданных в связи с исполнением договора концессии;

13) ответственность сторон;

14) условия изменения и прекращения договора;

15) местонахождение и банковские реквизиты сторон;

16) порядок осуществления контроля концедентом за исполнением договоров концессии;

17) критерии оценки выполнения концессионером принятых обязательств, выплаты неустойки в случае их невыполнения и порядокуменьшения концессионных обязательств концедента;

18) виды, объемы, сроки и условия предоставления государственной поддержки в случае ее предоставления в соответствии со статьей 14 настоящего Закона;

19) обязательства по казахстанскому (местному) содержанию;

20) обязательства концессионера по предоставлению ежегодно не позднее 1 февраля планируемого для проведения закупок года годовой программы закупа товаров, работ, услуг на предстоящий год и информации о приобретенных товарах, работах, услугах в уполномоченный орган в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики по форме и в сроки, установленные им;

21) право собственности на объект концессии, объекты незавершенного строительства, интеллектуальную собственность, распределение долей в праве собственности на указанные объекты, условия и момент возникновения таких прав;

22) распределение рисков между сторонами;

23) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по договору, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;

24) сведения об уполномоченных государственных органах, представляющих интересы концедента, и порядке установления и изменения их полномочий по договору концессии;

25) перечень находящихся в государственной собственности зарегистрированных земельных участков, иных объектов движимого и недвижимого имущества, предоставляемых концессионеру, а также указание права, на котором передаются указанные земельные участки и объекты недвижимого и движимого имущества;

26) срок выполнения работ по созданию и (или) реконструкции объекта концессии, его ввода в эксплуатацию, а также порядок продления этого срока;

27) права и обязанности иных лиц, привлекаемых для исполнения договора концессии, в частности, дачи согласия на выполнение определенных действий, сбор и распределение денежных средств в рамках договора, осуществление иных платежей в объеме и порядке согласно договору, а также выполнение иных прав и обязанностей;

28) действия сторон в случае существенного нарушения концессионером условий договора или при наступлении иных обстоятельств, указанных в договоре, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;

29) исключительные случаи одностороннего изменения условий договора и (или) одностороннего отказа от его исполнения;

30) порядок разрешения споров по договору;

31) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения договора концессии.

2. В договоре концессии могут быть также предусмотрены:

1) способы обеспечения исполнения обязательств сторон договора;

2) распределение между концедентом и концессионером доходов в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной договором концессии;

3) страхование в связи с исполнением договора;

4) согласование организации, привлекаемой концессионером для осуществления эксплуатации объекта концессии, и существенных условий договора с ней;

5) согласование подрядчика (генерального подрядчика), привлекаемого концессионером для осуществления создания, реконструкции объекта концессии, и существенных условий договора с ним;

6) право концедента на прекращение договора в случае отказа кредитной организации, предоставившей денежные средства, от дальнейшего кредитования концессионера, осуществляемого в целях исполнения концессионером обязательств по договору;

7) иные условия, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

3. Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора концессии, за исключением случаев, когда изменения в договор вносятся по соглашению сторон.

4. Договор концессии должен предусматривать условие концедента в одностороннем порядке изменить условия или расторгнуть договор в интересах общества и государства, при этом договор должен включать исчерпывающий перечень таких условий, не противоречащих законодательству Республики Казахстан, в том числе, когда такие действия совершаются в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.

5. В случае реализации концедентом права, указанного в пункте 4 настоящей статьи, концедент обязан компенсировать концессионеру дополнительные затраты, связанные с изменением условий договора концессии, а также возместить убытки, понесенные концессионером в связи с расторжением договора концессии.

6. Перемена лиц по договору концессии путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента. Концессионер вправе передавать в залог свои права по договору концессии только с письменного согласия концедента.

Переход прав и обязанностей концессионера к другому лицу/лицам в случаях уступки требования или перевода долга по договору концессии должен осуществляться при условии соответствия такого лица/лиц требованиям к участникам конкурса, установленным настоящим Законом и конкурсной документацией.»;

19) дополнить статьей 21-1 следующего содержания:

«Статья 21-1. Виды договоров концессии

1. Договор концессии заключается в следующих видах:

1) договор концессии, предусматривающий создание концессионером объекта концессии с последующей передачей объекта концессии в собственность государства;

2) договор концессии, предусматривающий совместную деятельность концессионера и концедента по созданию или реконструкции и/или эксплуатации объекта концессии;

3) договор концессии, предусматривающий, передачу объекта концессии, находящегося в государственной собственности, в доверительное управление, либо в имущественный наем (аренду) концессионеру в целях реконструкции и/или эксплуатации;

4) договор концессии, предусматривающий передачу объекта концессии, находящегося в собственности концессионера, в имущественный наем (аренду) концеденту либо уполномоченному им лицу, в том числе с правом выкупа объекта концессии концедентом, в целях удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых законодательно возложено на государственные органы.

2. Договор концессии может включать в себя элементы одного или нескольких видов договоров, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, а также включать элементы иных договоров, не запрещенных законодательством, направленных на создание или реконструкцию и/или эксплуатацию объекта концессии.

3. Договор концессии не может включать в себя условия, направленные на отчуждение объекта концессии, находящегося в государственной собственности в частную собственность.»;

20) подпункт 6) пункта 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:

«6) передавать объекты концессии свободными от прав третьих лиц или с обременениями и ограничениями, указанными в конкурсной документации, предоставляемой потенциальным концессионерам в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Закона;»;

21) подпункты 5), 7) пункта 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:

«5) после окончания срока, на который был заключен договор концессии, передать объект концессии концеденту с учетом имевшихся на момент заключения договора концессии обременений и ограничений и в надлежащем техническом состоянии в соответствии с условиями договора;»;

«7) открыть специальный счет в банке, определенном договором концессии, в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан для финансирования концессионного проекта в случаях предоставления поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии;».

7. В Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 4, ст. 36):

1) подпункт 19) статьи 4 исключить;

2) пункт 2 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«2. Государственная научно-техническая экспертиза научных, научно-технических проектов и программ, подлежащих финансированию из государственного бюджета, проводится компетентными зарубежными и казахстанскими экспертами.».

8. В Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 5, ст. 42; № 15, ст. 118; № 16, ст. 129, № 17, ст. 136; № 24, ст.196; 2012 г., № 2, ст. 11, 16; № 4, ст. 30, 32; № 5, ст. 41; № 6, ст. 43; № 8, ст.64):

1) пункт 3 статьи 74 изложить в следующей редакции:

«3. Республиканское имущество в имущественный наем (аренду) передает уполномоченный орган по государственному имуществу (наймодатель (арендодатель) республиканского имущества).

Коммунальное имущество в имущественный наем (аренду) передает местный исполнительный орган (наймодатель (арендодатель) коммунального имущества).
Если иное не установлено настоящим Законом или иными законами Республики Казахстан, передача государственного имущества в имущественный наем (аренду) осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Государственное имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами, может быть передано по договору имущественного найма (аренды) в порядке, определенном статьями 135, 145, 153 и 161 настоящего Закона.

Деньги, ценные бумаги и имущественные права государства не могут быть объектом (предметом) договора имущественного найма (аренды).»;

2) пункты 2 , 3 и 8 статьи 75 изложить в следующей редакции:

«2. Объектом договора доверительного управления государственным имуществом выступают имущественные комплексы государственных предприятий, ценные бумаги, имущественные права (доли участия в уставном капитале, недвижимое имущество), деньги, принадлежащие государству.

Иное государственное имущество выступает объектом договора доверительного управления в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

3. Республиканское имущество в доверительное управление передает уполномоченный орган по государственному имуществу (учредитель доверительного управления республиканским имуществом).

Коммунальное имущество в доверительное управление передает местный исполнительный орган (учредитель доверительного управления коммунальным имуществом).

Если иное не установлено настоящим Законом или иными законами Республики Казахстан, передача государственного имущества в доверительное управление осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.»;

«8. Доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении государственным имуществом, в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан и договором доверительного управления государственным имуществом.

Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, если это предусмотрено законами Республики Казахстан или договором о доверительном управлении государственным имуществом.».

Статья 2.Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1 настоящего Закона, который вводится в действие с 1 января 2013 года.

Президент

Республики Казахстан



Назад в раздел
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений